Деловая этика
Правила бизнеса

Этика — это, как известно, совокупность принципов человеческого поведения. Распространяя это определение на область предпринимательства, можно утверждать, что деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности.

Такая этика позволяет рассматривать и оценивать деловые отношения предпринимателей, а также их личное поведение с точки зрения соответствия общепринятым в деловом мире принципам поведения. Апеллирование к таким принципам помогает предпринимателям, имеющим профессиональную возможность активно влиять на историческую перспективу развития общества, достойно исполнять свой гражданский долг.

В связи с этим представляется целесообразным выделить в деловой этике те моральные ценности, которые являются ее структурообразующими компонентами. Первая и самая важная ценность — честность и порядочность в деловых отношениях.

Требование честности в бизнесе вытекает из его природы. Обман не может служить основой для нормального экономического процесса. Наоборот, он создает угрозу для интересов партнеров. Людей, идущих на обман, в деловом мире всегда осуждали. В конечном счете, те, кто допускает ложь и фальсификацию, больше теряют, чем выигрывают.

Конечно, такой подход противоречит привычному для нас „классовому“ видению, согласно которому любая коммерция есть обман, без которого капиталистическое предпринимательство невозможно. О том, что обманщики в бизнесе всегда были и есть сейчас, всем хорошо известно. Именно они изобрели поговорку „Не обманешь — не продашь“, которую и сегодня иногда приходится слышать.

Однако нечестность в современном цивилизованном бизнесе, скорее досадное исключение, чем общее правило. Сейчас без честности и порядочности в отношениях между промышленными предприятиями,банками, отдельными людьми цивилизованное предпринимательство невозможно. Это подтверждается хотя бы тем, что миллионы тонн нефти и нефтепродуктов, десятки миллионов акций и других ценных бумаг ежедневно продаются и покупаются на товарных и фондовых биржах Запада на основе устных сделок без свидетелей.

Честность и порядочность проявляются также и в том, что товары на миллиарды долларов ежегодно покупаются на основе не оформленных в течение длительного времени контрактов. Многие оптовые и розничные фирмы доверяют своим поставщикам заполнять сопроводительные документы на заказываемые ими объемы поставляемых товаров по общепризнанным ценам. Принцип „гарантируем возвращение денег в случае неудовлетворенности клиента“ весьма распространен во многих солидных торговых фирмах, производственных корпорациях и магазинах Запада.

Честность и порядочность в деловых отношениях были присущи и русскому купечеству. На Руси был известен обычай „бить по рукам“, что означало формальное заключение сделки.

Честность и порядочность как основа практики современного предпринимательства являются следствием длительного развития бизнеса и общества в целом, в ходе которого вырабатывались оптимальные этические и нравственные нормы. О какой высокой морали

можно было говорить, например, в эпоху первоначального накопления капитала? Стремление только к прибыли в и эпоху „дикого“ капитализма приводило к ряду негативных последствий: жестокой эксплуатации трудящихся.Присвоению предпринимателями львиной доли произведенного продукта, использованию насильственных методов обогащения. Однако по мере развития общества положение менялось. И сегодня оно существенно отличается от того, что было в начале XIX века. Жизнь убеждает современных предпринимателей, что прочное процветание бизнеса возможно лишь при соблюдении этических норм, сформировавшихся в ходе эволюции общества.

Конечно, и в промышленно развитых странах бизнес не обходится без сбоев, злоупотреблений, элементарной непорядочности и возникающих на этой почве скандалов. И тем не менее, главное в бизнесе — честность, порядочность, стремление не „объегорить“ партнера, а заключить взаимовыгодное соглашение, чтобы двигаться дальше и развивать отношения.

Деловая этика базируется на такой общечеловеческой ценности как свобода. Это означает, что бизнесмен или менеджер должен ценить не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своего конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в его дела, ущемления даже в мелочах его интересов. Коммерцию, как в таких случаях говорят, нужно делать честно.

Другим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодолеть „с наскока“ слабости и недостатки партнеров, клиентов или подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, помогает „гасить“ конфликтные ситуации в самом их зародыше.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода шероховатостями и конфликтами. Поэтому такие взаимоотношения, как никакие другие, требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении — это не только понимание соответствия целей и нормповедения, но и умение применять эти нормы к конкретному человеку. Тактичность предполагает, прежде всего, ориентацию на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным — это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как самоценную человеческую личность с учетом ее биосоциальных характеристик: пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т.п.

Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Деликатность — это особая, свойственная только высокопрофессиональным бизнесменам и менеджерам форма проявления корректности и искренности при общении.

Деликатность — это наипростейший рабочий инструмент делового общения, искусство владения которым неоценимо для бизнеса. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи. Особенно велика цена деликатности при общении с зарубежными бизнесменами.

Когда встречаются представители зарубежных фирм, расхождения в оценке тех или иных явлений вполне естественны. Чужие обычаи и представления могут показаться странными, манеры поведения излишне чопорными или, наоборот, вульгарными. Но из первоначального впечатления, к тому же, как правило, поверхностного, ни в ком случае не должно рождаться неуважение к зарубежным коллегам по бизнесу.

В то же время деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданному восхвалению увиденного или услышанного.

Наряду с терпимостью и деликатностью деловая этика ориентируется на такое нравственное общечеловеческое качество как справедливость, которая предполагает объективную оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

К общим нравственным качествам, характеризующим делового человека, можно отнести его профессиональную честность, т.е. требовательность, самоотдачу в

работе, а также принципиальность и уважение к мнению других.

У деловых людей всего мира существует такое понятие, как деловая обязательность. В США, например, существует понятие „техасское рукопожатие“, когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься каким-нибудь делом. И если кто-то нарушил условия договора, никто больше не будет вести с ним дело.

Формула успеха западных предпринимателей проста: преуспевание = профессионализм + порядочность. За рубежом очень ценят проверенных годами партнеров, а новичков с подозрением изучают и часто вычеркивают из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам.

В бизнесе есть золотое правило: заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе. О справедливости этого правила свидетельствует успех американских предпринимателей. Например, „Дженерал Моторс“ однажды истратила 3,5 млн. долларов на одни только почтовые расходы, но пошла на это, чтобы предупредить 6,5 млн. владельцев автомобилей о дефектах в креплении двигателей. Так создается профессиональная репутация производителя.

Трудно приобрести хорошую репутацию, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка: не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой другой форме. Для репутации важно все: культура речи, манеры поведения, одежда, интерьер офиса и др. Для российских предпринимателей, желающих работать с иностранными бизнесменами на долговременной основе, все это важно вдвойне. Иначе с ними общаться нельзя, если только это не заезжие проходимцы, желающие „половить рыбку в мутной воде“ российского предпринимательства. Контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность и непорядочность наших предпринимателей.

В настоящее время каждая уважающая себя компания ставит перед собой цели, отличные от получения прибыли. Основной постулат этики бизнеса может быть выражен девизом, под которым выходила газета деловых кругов дореволюционной России „Биржевые ведомости“: „Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли“.

Культурный предприниматель уделяет самое серьезное внимание культуре бизнеса. Культурный человек не обязан быть предпринимателем, но предприниматель обязан быть культурным человеком хотя бы потому, что он заинтересован в постоянном успехе.

Для предпринимателя характерны постоянная перестройка своего бизнеса, внесение изменений и улучшений, способность начать все сначала, умение преодолевать косность и рутину окружающей среды и т.д. Если добавить ко всем этим качествам необходимость постоянно рисковать и отвечать за все, то станет понятно, почему лишь немногие соглашаются переносить такую большую нагрузку. Предприниматели работают обычно по 20 часов в день, что является для них совершенно нормальным. Они работают, когда все спят, путешествуют, когда другие сидят за столом, планируют, когда иные развлекаются.

Все вышеназванные общечеловеческие ценности и профессиональные деловые качества взаимосвязаны и воспроизводят в целом модель нравственного облика современного делового человека, который:

уважает себя как личность и с уважением относится к другим, проявляя в деловых взаимоотношениях терпимость, деликатность и тактичность, доверяет не только себе, но и другим;

убежден, что честь превыше прибыли, дорожит своей профессиональной репутацией и потому считает, что для деловых отношений обязательны честность, порядочность, справедливость, обязательность и компетентность;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

ценит не только свободу своих коммерческих действий, но и свободу своих конкурентов;

умеет и не боится рисковать и брать на себя всю ответственность за принимаемые решения.

В заключение дадим конкретные советы, которые помогут вам создать привлекательный деловой имидж, гарантирующий не только успех, но и истинное удовлетворение от работы в сфере бизнеса и менеджмента:


  • выполняйте обещания в срок. Если не смогли выполнить — не оправдывайтесь, а определите новый срок и сдержите слово, пусть с некоторым опозданием;

  • будучи уверенным, в себе, избегайте быть самоуверенным;

  • никогда не забывайте, что ваше мнение или позиция не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

  • не забывайте, что знание личных побудительных мотивов людей — одно из важнейших условий эффективного взаимодействия с партнерами по бизнесу;

  • будьте терпимы к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают вашему бизнесу:

  • занимайтесь только теми вопросами, в решении которых ваше участие обязательно;

  • хвалите на людях, порицайте с глазу на глаз; умейте слушать, имейте бесконечное терпение;

  • отклоняйте ненужные предложения, но тактично и вежливо;

  • помните, что ничто так не компрометирует бизнесмена, как его растерянность;

  • не оставляйте без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя или промаха



Деловая этика > Правила бизнеса

 


email: info@ethique.ru   © 2007 www.Ethique.ru - Делайте бизнес красиво.  
ОК